Рецензия на сериал «Легион» / Legion (2017) — трейлеры, дата выхода
Большая сила — большие проблемы
Дэвид — пациент психушки. Он могучий мутант-псионик, не осознающий собственных сил. Голоса в голове молодой человек считает галлюцинациями, а все случаи применения им телекинеза надёжно спрятаны в закромах памяти. Сотрудники клиники не столь наивны — за Дэвидом пристально следит таинственный «Отдел №3». Парень тихо-мирно лечится и налаживает отношения с новенькой пациенткой — мутантом по имени Сидни. Но череда событий разной степени летальности приводит к освобождению Дэвида и Сид: группа мутантов прячет главных героев в Саммерленде — эдаком гибриде школы профессора Ксавье и офиса Google. Простой на первый взгляд сюжет «Легиона» прошёл через руки сценариста «Фарго» Ноя Хоули, а это значит, что уже с первой серии нас знакомят со странными персонажами и приучают не верить всему, что видим. Вместо боевика с налётом драмы «Легион» предлагает путешествие по сюрреалистической стороне вселенной мутантов.
Канал FX отличается смелостью при подборе новинок — либо он из кожи вон лезет, чтобы оправдать свой слоган Fearless, либо действительно верит в него. «Легион» — очередной эксперимент, призванный, наплевав на рейтинги, удовлетворить чаяния любителей комиксов и фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Аудитория небольшая, но жуть как изголодавшаяся по смелым проектам. И как показывают результаты работы с подопытными, непричастные к этой аудитории могут сильно разочароваться в «Легионе» — он расстроит любого, ожидающего от сериала про одного из самых могущественных мутантов Marvel масштабный боевик с разрушениями, призывами штормов, когтями из рук и лазерами из глаз. Лакмусовой бумажкой можно считать второй эпизод — в этой серии практически ничего не происходит, а порывы главного героя завязать сражение с врагом пресекаются более разумными персонажами. Ведь поначалу проблем от неконтролируемых способностей Дэвида (а среди них телепатия, телекинез и деформирование реальности) куда больше, чем пользы.
Зато нас основательно знакомят с героями. Дэвид, в мозгу которого происходит добрая часть действия, сыгран Дэном Стивенсом, и выбор актёра оправдывается уже с первых минут. Сид, также известную как «Нам не дали права на мутанта Роуг», на экране воплотила очаровашка Рэйчел Келлер из второго сезона «Фарго». Однако подруга Дэвида Ленни впечатляет, пожалуй, больше всех. Первое время она изрядно веселит, но со временем становится куда более неоднозначным, пугающим персонажем. Обри Плаза уже заслужила репутацию актрисы, готовой на любые роли, и в местный ансамбль вписалась идеально. К особой радости поклонников новозеландского кино, в одной из ролей отметился Джемейн Клемент, участник группы «Полёт Конкордов» и соратник Тайки Вайтити по фильму «Реальные упыри». Харизматичный Оливер Бёрд — это не только заточённый в криогенной камере телепат, но также поэт-битник и ценитель авангардного джаза.
К слову, разум Оливера живёт в ледяном кубе, подвешенном где-то в лимбе. Отсюда мы переходим к главному достоинству и одновременно недостатку «Легиона» — психоделичности происходящего. Некоторые сцены в нестабильном разуме Дэвида повторяют стиль кинокартин Терри Гиллиама — в них всё ярко, зыбко и не понятно. Порой там творится форменный ужастик со скримерами и жутким стивен-кинговским толстяком в роли главного монстра. Путешествия по памяти заставляют вспомнить сцены из «Вечного сияния чистого разума». А когда ближе к середине сезона действие вырывается за пределы разума отдельно взятого мутанта, грань между настоящим миром и иллюзией теряется полностью. При этом «Легион» начинает напоминать даже не очевидные «Матрицу» или «Начало», а сериал «Мужчина ищет женщину» — ещё один безбашенный проект FX, где так же используются всевозможные постмодернистские способы отображения реальности. Чёрно-белая сцена с субтитрами немого кино — извольте. Объяснение детства Дэвида в виде рисунков на школьной доске — пожалуйста. А у присутствия некоторых безумных сцен, вроде танца Обри Плазы под шлягер Feeling Good, есть только одно объяснение: «Потому что можем».
Однако даже самые преданные поклонники сериала не станут отрицать, что «Легион» не идеален. Недостаток бюджета — наиболее объективный минус. Большая часть событий происходит в одних и тех же помещениях, и сложными спецэффектами не особо балуют даже во время экшн-сцен, что для сериала по «Людям Икс» далеко не лестная характеристика. Визуально «Легион» выглядит скуднее супергероики от Netflix. Создатели для компенсации задействовали приём в духе малобюджетных британских сериалов, вроде «Утопии» или «Чёрного зеркала»: обильное использование цветовых фильтров сделало картинку стильной, выразительной и далёкой от реальности. Этому способствует и работа со звуком. Когда Дэвид слышит голоса, зритель слышит их вместе с ним (настоятельно рекомендуется смотреть сериал в наушниках).
К «Легиону» невозможно остаться равнодушным и поставить оценку «Стерильно». Для одного зрителя это крепкое «Кино», свежий взгляд на супергеройскую тематику и штучная работа. Для других — «Говно», вызывающее негодование и желание пересмотреть фильмы Брайана Сингера с нормальными Людьми Икс и нормальным экшном. Всё зависит от приоритетов зрителя. «Легион» не выполнен по стандартной нетфликсовской схеме успешного сериала — он рискованный и бесстрашный, и уже поэтому заслуживает внимания.