Рецензии на фильмы

Рецензия на фильм «Тор: Любовь и гром» / Thor: Love and Thunder (2022) — трейлеры, дата выхода

Рецензия на фильм «Тор: Любовь и гром» / Thor: Love and Thunder (2022) — трейлеры, дата выхода

Убей своих кумиров

Отрицание, гнев, торг, депрессия и «Тор 4» — могучий супергерой, сын Одина, ранее известный своей непоколебимой монументальностью, нынче летает на Штормбрейкере, тусит со Стражами галактики и сбрасывает вес. Эволюция персонажа — вещь беспощадная. В своё время «Рагнарёк» поделил фандом космического викинга на два лагеря: восторженных и ущемлённых — и сейчас в полку последних прибыло. «Любовь и гром» толком выйти не успел, а рейтинг у него уже почти сравнялся с «Царством тьмы», который считается самой провальной частью «Тора». Если бы цифры умели говорить, то выражали бы глубочайшее разочарование, но почему? Ведь всё было ожидаемо.

Тайке Вайтити практически нет равных в том, чтобы показывать серьёзные вещи максимально легко. Особо чувствительным поклонникам такое может показаться оскорбительным. Мол, ты снимаешь фильм о персонаже, но делаешь это без уважения. Порог самоиронии у всех разный, одним в «Торе: Рагнарёке» не хватило апокалиптического настроя и эпической битвы, зато других устроила мотивирующая история о том, что даже если твой мир рушится, так и надо, чтобы начать всё с чистого листа. Понизив градус драмы с глобального уничтожения до кризиса среднего возраста, Тайка Вайтити смог донести сложную драму в предельно простой, практически примитивной форме, чем достучался до основной части марвеловских фанатов.

Кеннет Брана тоже старался не нагнетать. В меру своего понимания упрощения при создании «Тора» он взял за основу соперничество двух братьев и их проблемы с отцом. За разноцветными плащами, молниями и рогами скрыл шекспировскую трагедию, наивно полагая, что даже кино по комиксам может иметь смысл. Предполагалось, зрители встанут на сторону сильного и благородного персонажа Криса Хемсворта, ведь Локи — завистливый, мстительный слабак, который вечно его предаёт, но что-то пошло не так. Чёрт его знает, какой магией рун владеет Том Хиддлстон, но вместо того, чтобы считать Локи злодеем, его стали жалеть и оправдывать. Нелюбимый ребёнок в семье — даже печально, скольким, оказывается, это близко. Главной задачей Тайки Вайтити было сделать Тора таким же понятным, ведь, как оказалось, люди не хотят силы и власти над девятью мирами, они хотят быть любимыми.

Сиквел Алана Тейлора 2013 года тогда считался одним из самых неудачных фильмов Второй фазы Marvel, хотя в текущей перспективе всё же кажется вполне приличным. Но в то время, по мнению студии, очевидно, требовались изменения. Для третьей части Вайтити стал решать вопрос ребрендинга Тора по принципу «будь проще, и люди к тебе потянутся», превращая громовержца в весёлого и простого героя (с божественной силой), словно референсом был рандомный капитан школьной команды по баскетболу — крутой парень, спортсмен, победитель по жизни, но без сарказма. Такие с лузерами не водятся, а Локи иначе не назвать.

Но с этим нужно осторожнее. Чтобы никого не ранить, стоит подбирать слова. На финишной прямой череды промо-интервью к выходу «Тора: Любовь и гром» Тайку Вайтити и Криса Хемсворта слегка занесло. На, видимо, изрядно надоевший вопрос о том, появится ли бог обмана в фильме, они сказали, что он для них мёртв — иными словами, сколько раз нам надо его убить, чтобы вы перестали спрашивать? Фандом напрягся, пришлось смягчать ответ. Хотя на самом деле обижаться не на что, ведь это правда. Да и кому понравится, когда который сольник Тора подряд фандому интересен второстепенный персонаж? В других промо-материалах к фильму из истории Тора Локи просто убрали, будто его и не было. Странное дело, а, может, и нет — бога обмана буквально хотят удалить даже в собственном сериале.

По официальной хронологии проектов MCU, события «Любви и грома» происходят после финальных «Мстителей», где Тор уже был со Стражами галактики, так что сюжет четвёртой части стартует с этой безумной компании. Космические пираты, как всегда, прекрасны — в отличие от тех, кого они защищают. Когда в «Рагнарёке» показывали помоечную планету, на которой всем заправлял Грандмастер, там несколько аляповатые, фоновые персонажи бюджетного вида идеально вписывались в контекст, но здесь, в начальной битве или встрече с богами ничего не изменилось, а ведь у Marvel достаточно возможностей, чтобы в кадре такого не было.

Нью-Асгард и вовсе выглядит как мелкая деревушка, в которую любят заваливаться туристы. Понятно, что был Рагнарёк, да и Танос никого не пощадил, кроме, пожалуй, театральных версий Одина, Тора и Локи. Каковы были шансы, что именно эти театралы выкарабкаются из таких мощных событий? Может, любителю геноцида оказалось не чуждо высокое искусство, но труппа до сих пор выступает, на этот раз показывая не сцену после битвы с тёмными эльфами, а эпизод прощания с Одином из «Рагнарёка», где Тор в ярости сжимает кулаки, Локи отчаянно рыдает, их страдания прерывает Хела, и случается клиффхэнгер. Браво! Это ненадолго отвлекает, но всё-таки возвращает к вопросам, почему за исключением летающих колесниц и радужного моста Нью-Асгард не проявляет никаких признаков былой роскоши, и зачем в массовку добавили не пойми откуда взявшихся инопланетян, которых раньше не было? На первый вопрос хотя бы ответ есть: режиссёр говорил, что недолюбливал прежний вид Асгарда за его излишнюю привилегированность.

Вайтити иногда заносит. В «Рагнарёке» режиссёру настоятельно посоветовали перенести смерть Одина в Норвегию, а не оставлять его бомжевать на улицах Нью-Йорка — такой финал для персонажа Энтони Хопкинса был бы слишком спорным. Ещё одним неоднозначным моментом было запирание Стрэнджем Локи в биотуалете, а про сомнительные вырезанные сцены вроде проекций Грандмастера можно даже не начинать. Всё это не попытка обесценить, просто отражение внутренней философии режиссёра: что бы ни случилось, нужно переживать это играючи. Драма никогда не накрывает в идеальных обстоятельствах, потому что зачастую она внутри, пока вокруг жизнь продолжается, и это делает любую трагедию комичной. Поэтому в «Торе 4» он окружил главного героя не самыми серьёзными персонажами MCU, а уравновесить Тора и всех-всех-всех попытался, добавив сильного злодея, убийцу богов в исполнении Кристиана Бэйла.

Конечно, видно, что кинокомиксы — это совершенно не его уровень. Актёр, разумеется, и сам это прекрасно знает, не раз говорил, что ему просто параллельна вся эта супергероика. Но Вайтити хитёр, и что с оскароносной Кейт Бланшетт в «Рагнарёке», что с оскароносным Бэйлом разыграл беспроигрышную карту детей. Сказал, мол, даже если вам такое по боку, для них вы будете героями. В «Любви и громе» снялись дети Тайки Вайтити, Натали Портман, Кристиана Бэйла и Криса Хемсворта, который называл «Любовь и гром» забавным семейным опытом. Точнее не скажешь. Низвести многомиллионный проект до уровня костюмированного квеста, пожалуй, сможет только настоящий талант.

Так или иначе, Бэйл в деле, и даже на секунду своего появления в кадре дарит уверенность, что смотришь фильм не зря. Но играть ему там почти нечего, хотя он бы мог стать сильнейшим суперзлодеем MCU. Отношения его персонажа с богами похожи на историю фаната, который разочаровался в своём кумире. И нет, Горр совершенно не похож на Волан-де-Морта, а Тайка успел получить такой фидбэк. Больше к Гарри Поттеру отсылает Тор, в начале фильма летающий на Штормбрейкере, как на метле.

Ещё один персонаж, с серьёзностью которого у Вайтити были проблемы, это Джейн Фостер. Режиссёр не раз говорил, что изо всех сил старался сделать героиню Натали Портман не такой скучной, как в первых двух фильмах. В этом смысле большой разницы не заметно, но её персонаж, безусловно, получил развитие. Теперь Джейн — Могучий Тор, у неё есть сила, но она скрывает, какой ценой та ей даётся. Эпизод, в котором героиня, стоя напротив зеркала, выпускает молот из рук, очень хорош.

Только странно, что в фильме никак не объясняются её боевые навыки. Они берутся буквально из ниоткуда. Да, может, сейчас трудно такое представить, но Тор рос в окружении воинов и готовился быть защитником девяти миров — он умел сражаться. Джейн могла получить Мьёльнир, крутые локоны, асгардские доспехи и плащ, но не скиллы бойца бонусом. Её супергеройская сторона тоже показана неоднозначно, ставя героиню перед выбором — быть сильной или быть любимой. Если выберешь любовь, ты хорошая и заботишься о чувствах других, а если силу, тебя ждут серьёзные и мрачные последствия. Вряд ли Вайтити вкладывал в фильм этот посыл — ему, вероятно, персонаж нужен был как проводник, благодаря которому Тор придёт к мысли, что любовь важнее всего. Disney, семейные ценности и всё такое.

Как и обещал режиссёр, в «Любви и громе» есть неожиданные камео, половину из которых он вырезал, так как первый вариант фильма длился в два раза дольше. Из итоговой версии выбыли Питер Динклэйдж (король гномов и кузнец Эйтри), Джефф Голдблюм (Грандмастер) и Лина Хиди (насчёт её роли неясно, но фанаты подозревают Амору). Но и оставшихся камео немало, правда, их присутствие не то чтобы обогащает картину. Они появляются на полсекунды и исчезают, за исключением Зевса Рассела Кроу, он забавный, и ставит Тора в схожие с Горром обстоятельства разочарования в своём кумире. Кроу невероятен в любом образе.

Мощнейший плюс «Тора: Любви и грома» — это выбор музыки. Традиция тянется с «Рагнарёка», где Тайка использовал Immigrant Song от Led Zeppelin, в которой есть отсылки к скандинавской мифологии — режиссёр ещё недоумевал, почему раньше никто до этого не додумался. В этой части он использует сразу три трека Guns N’ Roses — November Rain, Sweet Child O’ Mine и Welcome To The Jungle. А имя одного из персонажей фильма отсылает к имени вокалиста «гансов». Для финала же выбрана шикарная композиция Rainbow In The Dark группы Dio.

У Тайки хороший музыкальный вкус, но этого мало. Учитывая, что «Тор: Любовь и гром» мог бы идти четыре часа, непонятно, почему режиссёр решил оставить именно эти два. Несмотря на музыкальное многообразие, «Тору 4» серьёзно недостаёт рок-н-ролла. Настолько, что начинает казаться, что новичкам везёт, ведь «Рагнарёк» стал первой попыткой Вайтити сделать масштабный фильм с крупным бюджетом. Можно как угодно относиться к его режиссёрскому подходу, но в «Рагнарёке» Вайтити смог показать главное — историю разрушения и перерождения, а сейчас в его руках сюжет просто рассыпается. В «Торе 4» режиссёр говорит, что не стоит возлагать надежды на высшие силы, переоценивать свои собственные — губительно, а любовь — самое главное, но это выглядит неловко. Зато к козлам вопросов нет. Боевые, эпические, истошно орущие и прекрасно выражающие впечатление от просмотра.

   
   

По материалам

Нажмите, чтобы оценить этот фильм!
[Итого: 0 Средняя: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»