Рецензия на фильм «Нападение на Рио Браво» / Gunfight at Rio Bravo (2023) — трейлеры, дата выхода
Отвратительная шестёрка
Кому-то при упоминании Александра Невского на ум приходят Ледовое побоище, немцы, марширующие «свиньёй» под лёд Чудского озера и воинская доблесть отважного полководца. А кто-то, заслышав это имя, вспоминает обзоры BadComedian’а, любовь к куриным грудкам, титул «Мистер Вселенная» и меметичное «Уот так уот». Такая вот ирония судьбы: имена одинаковые, а ассоциации разные.
Разумеется, предметом рассмотрения послужит творчество не исторической персоны, а современника. Новый фильм мистера Невского называется «Нападение на Рио Браво» — и он, опять же по иронии судьбы, зиждется на историческом материале. Во-первых, дело происходит в 1873 году в Техасе, через десяток лет после гражданской войны Севера и Юга. Во-вторых, актёр воплотил на экране образ реального человека, бывшего офицера Русской Императорской армии Ивана Васильевича Турчанинова, известного после иммиграции как Джон Бэзил Турчин. Благодаря полученным на родине навыкам Иван Турчанинов принял участие в гражданской войне на стороне Севера, дослужившись до звания бригадного генерала.
Несмотря на то, что некоторые из озвученных в картине фактов биографии достоверны, сюжет строится на вольном допущении, мол, после службы Иван-Джон отправился в вольное путешествие, стремясь забыть ужасы войны и искупить грехи, совершённые в процессе оной. Так герой оказывается в городке Рио Браво, где случайно сталкивается с двумя маршалами, перевозящими опасного заключённого, бывшего генерала южан. В лучших традициях вестернов по душу главаря уже идёт отряд головорезов, готовых вырезать целый город ради достижения цели. Как благородный джентльмен, Турчанинов принимает участие в обороне городка от отбросов, о чём, собственно, и кино.
Потрясающие виды аризонской пустыни, изображающей южный Техас, великолепная актёрская игра, восхитительная постановка боёв и перестрелок, изобретательные и захватывающие диалоги, напряжённая и завораживающая атмосфера — вот неполный список того, чего в фильме нет и в помине. Не сомневайтесь: если что-то можно сделать плохо и дёшево — так здесь и будет сделано. Костюмы словно завезли из ближайшего кружка косплееров Red Dead Redemption 2, массовку набрали из халтурщиков местной самодеятельности, готовых заучить пару реплик за гамбургер и бутылку пива, а декорации арендовали у разорившегося тематического парка, куда никто не ходит в силу тотальной унылости.
При этом кино настырно перенимает приёмы из более качественных вестернов. Пыльные сапоги лениво прогибают доски деревянного настила, каждый первый разгуливает с револьвером на боку, шляпы не снимаются даже в помещении. Разве что лошадки избежали участи быть активно задействованными — скачек и падений из седла тут нет, да и вообще шпорами щеголяет один шериф, ни разу не ездивший верхом.
Во главе цирка-шапито на выезде несравненный «Мистер Вселенная». Александр Невский «радует» глаз монументальным выражением лица, неспособным даже на малейшее проявление мимики. Эх, не того актёра «Скалой» прозвали. Большую часть времени он проводит в крутых ковбойских позах — либо прислонившись плечом к чему-нибудь, либо держась двумя руками за ремень, будто без этого мигом упадут штаны, рейтинги, гонорары и надежда на сиквел (анонсирован перед титрами).
Ближе к развязке, будто вспомнив, что нужно косить не только под ковбойца, но и под кумира детства Арнольда Шварценеггера, Саша облачается в кожаную куртку, дабы с невозмутимым выражением лица, аки терминатор, нести возмездие во имя луны, галоперидола и кота Матроскина. Но, увы, даже локальный геноцид недобитых работорговцев выглядит на редкость серо благодаря отвратительному монтажу и аналогичной постановке.
Общую дешевизну картины подчёркивает жутко нелогичный сценарий. Бандиты, прибыв в город, дружно бросаются врассыпную, не реагируя на звуки выстрелов за стеной. Общее количество трупов в процессе перестрелки морщит мозг зрителя, тщащегося вспомнить, сколько всего стрелков до этого показали в банде. Раненый маршал вместо стрельбы вступает в рукопашную — ну это хотя бы понятно: Оливье Грюнер хочет тряхнуть стариной времён «Савата». Логично предположить, что и злодей в исполнении Матиаса Хьюза даст бой, но тут зрителям приготовили сюрприз.
При этом нельзя не отметить, что встречаются и плюсы. Например, отдельные кадры, мимолётные сценки, ракурсы камеры могли бы составить честь и хорошим, качественным вестернам. Но, к сожалению, даже если вырезать все эти эпизоды и склеить в один кусок, хронометража едва хватит на музыкальный клип средней продолжительности. Кроме того, в конце идёт краткая историческая справка об Иване Турчанинове — полезно для общего развития. Но самое главное и неоспоримое достоинство картины — непродолжительность хронометража.
Никто не знает, куда уходят умирать слоны. Но вот постаревшие актёры боевиков категории «Б» уходят умирать в дешёвые, никому не нужные, проходные фильмы Александра Невского. Получается жуткое в своей обречённости и страшное в своей необратимости зрелище. Попытка посмотреть «Нападение на Рио Браво» вызывает чуть ли не физическую боль, словно кто-то зачерпнул пригоршню нагретого аризонского песка и швырнул прямо в глаза.
Вряд ли это тот эффект, которого добивались создатели, но это именно тот эффект, которого они достигли.