Рецензия на аниме «Обитель зла: Вендетта» / Biohazard: Vendetta / Resident Evil: Vendetta (2017) — трейлеры, дата выхода
Параллельные вселенные
Некоторые особо продвинутые учёные-физики утверждают, что во вселенной возможны любые комбинации атомов, в том числе и такие, что образуют самые невероятные миры; не исключено даже, что в одном из таких миров существует зловещая корпорация «Амбрелла», а толпа оживших мертвяков действительно считается эффективным оружием массового поражения. С точки зрения современной науки, возможность появления такого мира не столь уж фантастична, как кажется. Ну а если даже старушка Вселенная не наскребёт достаточно атомов, чтобы сложить из них хоть одну завалящую Немезиду, всегда есть надежда, что эти генетически модифицированные мордовороты притаились за тонкой стенкой ложного вакуума в параллельной вселенной. И да, современная наука, опять же, совершенно не возражает против такого поворота событий. Другое дело, что всё это только теория, и заигрывания с мультиверсумом, судя по всему, так и останутся предметом разглагольствований космологов-популистов.
Но там, где пасует наука, на помощь человеку приходит воображение. И у вымышленных вселенных появляются двойники, отличающиеся от них отнюдь не на один лишь атом. Роковое событие произошло в 2002 году, когда на экран вышла «Обитель зла» Пола Андерсона, несколько своеобразно с точки зрения сюжета, но весьма канонично с точки зрения подачи материала переосмыслившая события одноимённой игры. Что случилось дальше, все и так знают. Склоним голову в минуте молчания и скрестим пальцы за спиной за то, что маячащий на горизонте ребут избавит нас хотя бы от зомби-красноармейцев у ГУМа.
Адепты первоисточника долго оставались обиженными и лишь шесть лет спустя получили свою, правильную экранизацию Resident Evil. А потом ещё одну… К сожалению, дурновкусие, похоже, одна из тех вещей, которые ухитряются просачиваются даже из параллельных вселенных. И если весьма грамотно дополняющая игровую историю «Обитель зла: Вырождение» заставила фанатов радостно подпрыгивать перед экраном на пятой точке, то после выхода «Проклятия» стало очевидно, что судно дало крен. Впрочем, кино было сдобрено столь смачным (особенно на фоне серенького «Вырождения») графоном, что в буйстве CG тонула любая попытка воззвать к здравому смыслу. Ну право слово, неужели можно предъявлять какие-то серьёзные претензии к фильму, основанному на игре, где зомби и черви-паразиты опаснее вакуумных бомб и эпидемии «испанки»? Тут, батенька, либо вы с самого начала среди сектантов, либо вместе со Станиславским орёте: «Не верю!», и вообще, весь этот danse macabre не для вас.
Именно поэтому попрекать недавно вышедшую «Обитель зла: Вендетта» глупостью слегка неуместно. Можно подумать, в Resident Evil вообще хоть когда-то был вменяемый сюжет. Чтобы убедиться в обратном, достаточно прочитать «Заговор корпорации „Амбрелла“», являющийся новеллизацией первой игры. То, что нормально смотрится, будучи приложенным к крепкому геймплею, в отрыве от него превращается в адову графомань.
Что же, собственно говоря, нам хотят рассказать в «Вендетте»? Как недвусмысленно намекает название — историю мести в декорациях без пяти минут зомби-апокалипсиса. Первый герой — Крис Редфилд, отряд которого зрелищно пускают на фарш в самом начале фильма при проникновении в особняк, напоминающий один домик в Арклейских горах. Совпадение? Не думаю. Увы, при этом надо смириться с тем, что во вселенной «Обители зла» спецназовцев набирают исключительно из интернатов для умственно отсталых. Второй герой — сильно повзрослевшая Ребекка Чемберс, в эпизоде появления которой содержится опять же совершенно явная отсылка к классической сцене встречи Джилл Валентайн с первым зомби всё в том же особняке. Третьим прямиком из Республики Заковии… тьфу, чёрт, Восточно-Славянской Республики на сцену вываливается обросший благородной трёхдневной щетиной и пьяный в хлам Леон Кеннеди. Да, ещё недавно валивший табуны зомби спецагент исполняет набивший оскомину бенефис под названием «Все кругом пидорасы, боже, как я разочарован, что ничего нельзя изменить». Ну и поприветствуем нового антагониста. Н-да, вот тут даже привыкший к невысоким голливудским стандартам кинозлодейства зритель рискует разбить себе лоб в приступе неконтролируемого фейспалма. Дело в том, что задавшийся целью отомстить всему миру за смерть невесты торговец оружием Глен Ариас вобрал в себя все существующие клише опереточных злодеев и не тянет даже на четвертушку какого-нибудь Альберта Вескера. Но это ещё полбеды, ведь в помощниках у Ариаса ходят БДСМ-баба, в любую погоду дефилирующая в костюмчике, позаимствованном прямиком у БДСМ-нацисток из замка Вольфенштайн, и её обколовшийся G-вирусом папаша. Кто эти люди, что они делают на одной фотографии с Ариасом, зачем они так себя ведут (и так одеваются) — тайна, покрытая мраком, ведь даже их имена можно узнать только из титров.
Ну и наконец, самое ужасное, что может предложить «Вендетта»: Ариас научился контролировать зомби, и теперь они умеют выполнять команду «фас». Бог ты мой, страх-то какой! Ариас, словно у него заело пластинку, твердит о том, что управляемые зомби — товар, но вот продавать он его никому не собирается. Откровенно говоря, неясно, зачем ему вообще контролировать мертвяков, ведь он заразил целый город новым штаммом Т-вируса, просто чтобы устроить бессмысленную вакханалию насилия. А сам не придумал ничего умнее, чем в это время справить ремейк свадебки с бренными останками родичей — и пусть весь мир подождёт. Спрашивается: для чего Ариасу нужны контролируемые зомби, если в конечном счёте, с его же слов, всё сводится к тому, что в мире останутся одни мертвецы? «К сожалению, я не сумасшедший!» — заявляет он. Да-да, мистер Ариас, так мы и подумали. Никаких проблем с головой. Совсем.
Однако вот что интересно: несмотря на идиотский сюжет, деревянных персонажей и полные отборной графомании диалоги, «Вендетта» скрипит, трясётся, пускает дым и искры, но всё ещё работает, причём даже за счёт того же сценария. Ларчик открывается просто: Таканори Цудзимото нет нужды тратить время на разжевывания характеров персонажей и особенностей вселенной «Обители зла». Вся эта работа была проделана задолго до него, можно сразу начинать дискотеку! Ребекка пьёт кофе с унылым ботаном из лаборатории? Через минуту ботан и его коллеги превратятся в мертвоходов, которых выкосит прибывшая кавалерия во главе с Крисом Редфилдом! Бухой Леон Кеннеди пускает сопли? Сейчас прибежит какой-то мужик из его прошлого, чтобы поведать о зловещих планах супостатов, а за ним подтянется спецназ Ариаса! Снова веселуха — грохот, огонь, щепки и кровища во все стороны. Задолбал Ариас, несущий пафосную пургу? Так давайте выпустим в город грузовики с вирусным газом и будем их весело взрывать! И вот так весь фильм. И никаких попыток строить драму на пустом месте. К тому же, как и оба приквела, «Вендетта» всё-таки остаётся в рамках игровой вселенной и не плодит отсебятину, как упоминавшийся ранее Андерсон.
Ну и конечно, тяжёлый калибр — знатно похорошевшие со времён «Проклятия» графика (хотя казалось бы, куда уж лучше?) и экшен. Протрезвевший Леон Кеннеди — просто зверь. Суперспособностями он овладел ещё во время визита в ВСР, ведь уже тогда полёты в стены и мутантские пинки ему были нипочём. Теперь к адамантиевому позвоночнику добавилось матричное кунг-фу со слоу-мо и ган-ката, а также ловкие трюки с мотоциклами. То, как Леон отстреливает зомби при штурме здания Ариаса, просто заставляет выть от восторга — до того здорово снято! Не отстаёт от него и офицер Редфилд, судя по реакции на удары о твёрдые предметы, подхвативший от Леона супергеройский вирус. Даже сам Ариас, весь фильм вгоняющий зрителя в адскую тоску, когда дело доходит до потасовки с Крисом, даёт прикурить.
И всё же просмотр «Вендетты» навевает грустные мысли. Да, пока это ещё «Кино», однако франчайз уверенно держит тот же курс, что и андерсоновская жвачка: больше экшена, меньше смысла и хоррора. Отношение к survival horror игры потеряли примерно к пятой номерной части, полнометражки отказались от жанровой принадлежности практически сразу. Пока «Вендетта» выезжает за счёт того, что в наше время затраты на компьютерную графику значительно меньше гонораров Миллы Йовович и формат позволяет произвести на эти деньги куда более зрелищный экшен, нежели в Голливуде. Но фильм уже балансирует на опасной грани, за которой распространяет миазмы болото унылого трэша, и возможно, недалёк тот день, когда его бездонная трясина поглотит всю серию.