Рецензии на фильмы

Рецензия на фильм «Топ Ган: Мэверик» / Top Gun: Maverick (2022) — трейлеры, дата выхода

Рецензия на фильм «Топ Ган: Мэверик» / Top Gun: Maverick (2022) — трейлеры, дата выхода

You can be my wingman anytime

Динозавры — это круто. Самолёты — это тоже круто. Круче могут быть только динозавры, пилотирующие самолёты. Иначе и не объяснишь, почему «Топ Ган: Мэверик» с Томом Крузом в главной роли успел собрать по миру почти полтора миллиарда долларов и останавливаться на достигнутом не собирается. Хотя мы немного слукавили, ведь Круз в свои 60 лет на дряхлого доисторического ящера совсем не похож. Актёр держит себя в форме, но рельефный торс оголяет реже, чем в «Топ Гане» 1986-го — блокбастере Тони Скотта, который тот смастерил по заказу американских ВМС.

Фильм из эпохи «Терминатора» и «Рэмбо», снятый на деньги Минобороны США, был чистой воды агиткой, но с ремарочкой. С одной стороны, с основной задачей картина справилась, и после премьеры молодёжь повалила штурмовать призывные пункты. Однако сам Скотт — не факт, что осознанно, — украдкой пробрался на территорию квир-кино. Или всё-таки не пробрался: тогда лишь единичные критики углядели в «Топ Гане», переполненном обнажёнными вояками, намёки на гомоэротизм. Простого же зрителя привлекали воздушные бои на шустрых истребителях, пускай путь к ним лежал через десятки минут унылых сухопутных эпизодов с унылой любовной линией и унылой смертью унылого брата по оружию драматизма ради. А ещё с любованием кубиками пресса на будто бы растёртых маслом телах Тома Круза и Вэла Килмера. Кстати, о «заднем приводе»: выстраивая перед камерой быт бравых американских лётчиков, режиссёр, как он сам вспоминал, черпал вдохновение в работах фотографа Брюса Вебера — зачастую его моделями становились качки с похотливым взглядом и объёмными задницами.

У «Мэверика» же никаких проблем с самоидентификацией не возникает. Хоть и сиквел создавался в тесном сотрудничестве с армией США, которая любезно предоставила съёмочной группе парочку истребителей F/A-18 с командой инструкторов в придачу, ноток ура-патриотизма в продолжении на порядок меньше. Да и гачи-энергетика первоисточника сошла на нет. Уж извиняйте, мистер Тарантино, а точнее, ваша молодая версия из «Спи со мной», но здесь порассуждать о гейских замашках лейтенанта Мэверика не получится. Первым делом, как говорится, самолёты.

С таким раскладом определённо согласен нынешний командир «Топ Гана» — Джозеф Косински. Однако так в своё время не считал Тони Скотт — человек по натуре своей очень сентиментальный. Рекламщик и художник, всё принимающий близко к сердцу, стремился видеть в героях своих экшен-фильмов людей, умеющих хладнокровно давать отпор, но при этом живых, переменчивых, оттого и перетягивающих одеяло хронометража с представления на персонажей. Что до Косински, то этот малый — утилитарист. Создатель «Обливиона» и перезагрузки «Трона» топит за практические эффекты, обожает большие скорости, умеет работать с чужим материалом и страсть как любит всё, что может летать. Кроме того, начинал он как режиссёр трейлеров для видеоигр, а потому знает цену концентрированному действу, когда начальство требует разжевать суть масштабного восьмичасового шутера в двухминутном промо-ролике без единой реплики.

На съёмках второго «Топ Гана» Косински не злоупотребляет компьютерной графикой. Как раз наоборот, её присутствие в фильме сведено к минимуму. Передавать напряжённость боевых ситуаций, в которых оказываются пилоты в подчинении постаревшего Тома «Мэверика» Круза, решили бесхитростно: засовываешь актёра в настоящий истребитель (вместе с обученным пилотом за кадром), направляешь на его лицо шесть компактных камер формата IMAX и крутишь-вертишь беднягой с голливудской улыбкой как душе угодно. Хоть в пике его машину запускай, хоть мёртвые петли рисуй.

Выглядит это в самом деле круто: перекошенные от нагрузок физиономии Майлза Теллера и Глена Пауэлла, вмонтированные между снятыми «снаружи» кадрами высшего пилотажа, впечатляют, разгоняют, бодрят. Грозные железные птицы, снующие в небесах под музыку Ханса Циммера, Лорна Балфа и Харольда Фальтермайера, воспринимаются не как крашеные картонки или бюджетные компьютерные модельки, а как массивные летающие танки, управлять которыми даже с тонной современной аппаратуры на борту крайне нелегко. Иной раз за лицами пилотов следить интереснее, чем за воздушной хореографией тренировочных полётов и воздушных баталий, во время которых наши асы своими лицами, собственно говоря, и торгуют.

Этого, судя по всему, Косински и добивался — резкой смены оптики зрителя, которому давным-давно осточертело в авиационных экшенах глазеть на один лишь фюзеляж. Похожую смену перспективы проделывал и Кристофер Нолан в своём «Дюнкерке»: в эпизодах с британским лётчиком в исполнении Тома Харди объектив фиксирует камерный триллер, развивающийся в кабине пилота, вынужденного воевать «вслепую», так как приборная панель вышла из строя.

В новом «Топ Гане» подобных «триллерных» моментов нет. А ещё в нём нет ни крутого сюжета, ни запоминающихся персонажей. А вот волейбольную схватку кучи голых мужиков (и одной девушки, разбавившей солдатскую сосисочную вечеринку) с вознёй на взлётке авианосца под Danger Zone фанаты наверняка оценят. Кажется, фильм снимался не с целью создать второй «Топ Ган», а только потому, что под знаменем именно этой серии Минобороны готово башлять Косински и Крузу любые деньги, чтобы те смогли вволю покутить в небесах, поснимать крутые воздушные сцены, участники которых не просто наигранно брыкаются внутри бутафорского кокпита на фоне зелёного экрана, а натурально вскипают от напряжения на высоте в несколько сотен метров в разгар самоубийственной миссии.

Поэтому желание срежиссировать дорогущий понт продюсера-актёра Круза и ненавистника фальши Косински ругать никто не собирается. Оригинальный «Топ Ган» пытался перерасти функцию видеобуклета «Вступай в ряды морфлота, сынок!», отчего и спровоцировал несметное количество «голубых» шуток и ряд пародий на манер «Горячих голов» (что, впрочем, не умаляет народной любви к фильму 1986 года). Сомневаемся, что вокруг «Мэверика» когда-либо будет возведён подобный балаганный культ, но на все сто уверены, что будет возведён культ технический, ведь эта лента снята изумительно.

Мы не относим себя к числу фетишистов, фанатеющих по авиации и различающих разные модели истребителей по одному только гулу турбины, однако после просмотра «Мэверика» определённо научились оных энтузиастов понимать. Ни банальный сценарный сетап уровня «плохие парни нелегально обогащают уран — в дело вступают американские ВМС», ни кринжовые солдатские (читай, подростковые) юморески, ни вечно молодое лицо Тома Круза, который продолжает играть Итана Ханта даже за пределами съёмочной площадки очередной части «Миссии», не смогут омрачить просмотр нового «Топ Гана». Ведь самолёты — это круто, а то, как сильно влюблены в самолёты создатели «Мэверика», — это, уж поверьте нам, что-то с чем-то.

   
   

По материалам

Нажмите, чтобы оценить этот фильм!
[Итого: 0 Средняя: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»